Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
У якіх формах работы па павышэнні этнапедагагічнай культуры Вы б хацелі прыняць удзел?
Всего 5 человек
Голосование
Якія адукацыйныя паслугі на платнай аснове вы хацелі бы атрымаць на базе ўстановы дашкольнай адукацыі?
Всего 6 человек

Организация детского труда

Дата: 27 октября 2017 в 12:12, Обновлено 27 января 2018 в 21:37
Автор: Лукша Н. І.

  

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТРУДА

Виды детского труда и формы его организации


     Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

     Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

    Труд в природе направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными. К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы

    Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т.д.

   К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда – во всех возрастных группах.

Классификация видов детского труда
Самообслуживание    
Хозяйственно-бытовой    
Труд в природе    
Ручной

     Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. По количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. По степени самостоятельности – формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

    Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом – коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя. Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства – по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, вкоторых дети могут проявить самостоятельность.

Содержание трудовой деятельности дошкольников

    Каждый вид детского труда состоит из трудовых процессов, которые составляют его содержание. Например, в содержание труда по выращиванию растений входят: подготовка почвы, посев или посадка, поливка, рыхление, прополка, окучивание и сбор урожая, труд по уборке помещений – вытирание пыли с мебели, мытье подоконников, дверей и стен, мытье столов и стульев, мытье игрушек и комнатных растений, уборка в ящиках, столах, а можно и мытье (протирание влажной тряпкой) пола. Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям:

1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и действий;

2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений;

3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону актуального развития, когда трудятся самостоятельно.

 Содержание трудовой деятельности

детей четвертого года жизни

 Самообслуживание

- Умывание. При помощи воспитателя в определенной последовательности моют и вытирают руки и лицо. Знают свое полотенце.

- Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столовой ложкой, вилкой, при необходимости – салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раздаточный стол, прополаскивают рот.

- Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, расстегивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место.

- Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.

Хозяйственно-бытовой труд

- Сервировка стола. Самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, вводится дежурство по столовой.

- Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя раскладывают карандаши, бумагу, краски, кисточки.

- Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листьев комнатных растений, моют игрушки.

- Уборка участка. Самостоятельно собирают мусор и листья на своем участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки лопатой от снега.

Труд в природе

- Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, настурцию, тыкву) гнездовым способом – делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы репчатого лука.

- Полив растений. Поливают комнатные растения, а также растения огорода и цветника совместно с воспитателем.

- Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бобов, клубники, лука.

- Уход за животными. Совместно с воспитателем кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц.

Содержание трудовой деятельности

детей пятого года жизни

 

Самообслуживание

- Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо: засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытираются досуха.

- Прием пищи. Должны правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, без напоминания – салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол, самостоятельно полощут рот.

- Одевание и раздевание. Самостоятельно раздеваются и одеваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки.

- Уход за одеждой. Замечают и при помощи воспитателя устраняют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок и др.). Очищают обувь и одежду от снега.

- Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки.

Хозяйственно-бытовой труд

- Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, салфетницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи, расставляют чашки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы и салфетницы.

- Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, карандаши, кисточки, краски. Желающие при помощи воспитателя разносят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь и др.

- Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в групповой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аквариума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитателя стирают кукольное белье, моют игрушки. По желанию совместно с воспитателем подклеивают коробки, книжки.

- Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой и лопаткой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от грязи и песка игровой материал и складывают его на место.

Труд в природе

- Посев. Сажают семена средней величины (горох, редис, овес, свекла и др.), раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке.

- Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, определяя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов, принимают участие в посадке картофеля, раскладывая и засыпая клубни землей.

- Полив растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы.

- Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями.

- Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай с растений, требующих координации движений рук – одной удерживать, а другой срывать (горох, огурцы, помидоры, салат и др.).

- Кормление животных. Самостоятельно дают корм и воду животным, находящимся в уголке природы и обитающим на участке. Готовят корм: крошат, отмерят по мерке, моют, разливают и т. д.

- Чистка помещений, в которых содержаться животные. Помогают воспитателю чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки.

 

Содержание трудовой деятельности

детей шестого года жизни

 

Самообслуживание

- Умывание. Самостоятельно без напоминания воспитателя моют руки перед едой, лицо – при необходимости. Перед сном самостоятельно моют ноги.

- Прием пищи. Во время еды должны правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, после еды без напоминания убирать за собой посуду на раздаточный стол, полоскать рот или чистить зубы.

- Одевание и раздевание. Самостоятельно одеваются и раздеваются, застегивая пуговицы, молнии, кнопки, зашнуровывая ботинки и завязывая шнурки, складывая одежду на место. После сна при помощи взрослого убирают свою постель.

- Уход за одеждой. Следят за опрятностью своей одежды. При помощи воспитателя сушат одежду и обувь, пришивают оторвавшуюся пуговицу, вешалку.

- Уход за игрушками и инвентарем. Очищают спортивный инвентарь и игрушки от песка, грязи и снега.

- Подготовка к занятиям. Готовят необходимый для себя дидактический материал, после занятий убирают его, приводят в порядок свое рабочее место.

Хозяйственно-бытовой труд

- Сервировка стола. По указанию воспитателя дежурные накрывают столы необходимыми приборами.

- Подготовка к занятиям. Дежурные подготавливают необходимый для занятий материал. После занятия желающие моют использованное оборудование (кисточки, баночки, тряпочки), моют и вытирают столы.

- Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль и при необходимости моют групповую мебель, игрушки, стирают кукольное белье. В уголке природы моют растения, полки, подоконники. Совместно с помощником воспитателя могут вымыть в групповой комнате пол, погладить кукольное белье.

- Уборка умывальной комнаты. По желанию после умывания моют раковины, вытирают тряпкой пол.

- Уборка участка. Следят за чистотой участка круглый год. Самостоятельно сгребают граблями листья, мусор, подметают метлой дорожки. Для переноса мусора пользуются носилками. Перекапывают и увлажняют песок в песочнице. Совместно с воспитателем делают уборку на веранде, выполняя работу в определенной последовательности.

Труд в природе

- Подготовка почвы. Совместно с воспитателем перекапывают почву в огороде и цветнике.

- Посев семян. Сеют различные по величине семена, рассыпая их в борозды или раскладывая в лунки. Глубину посева определяют в зависимости от величины семени, расстояние между растениями устанавливают по мерке.

- Выращивание рассады. Сеют семена в ящики и совместно с воспитателем высаживают рассаду в грунт.

- Посадка растений. Вместе с воспитателем пересаживают комнатные растения, а грунтовые растения – из грунта в уголок природы. Сажают черенки, луковицы (чеснок, тюльпаны, нарциссы), усы (клубника, хлорофитум). В уголке природы сажают корнеплоды (морковь, свекла, петрушка), на огороде высаживают картофель. Глубину и расстояние между растениями определяют в зависимости от вида растения.

- Полив растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя частоту поливки в зависимости от стадии роста и развития растений.

- Рыхление. Рыхлят почву у растений в уголке природы и на участке. Определяют необходимость рыхления по состоянию почвы на ощупь.

- Прополка. Удаляют сорняки между рядами растений, вырывая их руками.

 

 


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.