Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
У якіх формах работы па павышэнні этнапедагагічнай культуры Вы б хацелі прыняць удзел?
Всего 6 человек
Голосование
Якія адукацыйныя паслугі на платнай аснове вы хацелі бы атрымаць на базе ўстановы дашкольнай адукацыі?
Всего 6 человек

Самообразование

Дата: 16 ноября 2017 в 10:49
Автор: Лукша Н. І.
    

Сущность самообразования и его необходимость

    Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

     Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

    Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Функции самообразования
   (по М. Князевой)

Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний.

Ориентировочная — определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе.

Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.

Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и др.

Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.

Коммуникативная — установление связей между науками, специальностями, возрастом.

Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.

Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте.

Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни.

Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.

Технология организации самообразовательной деятельности.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы)учреждения; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

 На  этом этапе  педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе  происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования , посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

 На этом  этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

План самообразования педагога должен включать:
перечень литературы, которую планируется изучить;
  формы самообразования;
 срок завершения работы;
  предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на педсовете, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно сохранять в виде тематических папок или личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию
 Ежедневная работа с информацией. 
 Желание творчества. Педагог— профессия творческая. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
 Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.
 Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохимпедагогом!
 Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

     Основные принципы самообразования
 непрерывность,
 целенаправленность,
 интегративность,
 единство общей и профессиональной культуры,
 взаимосвязь и преемственность,
 доступность,
 опережающий характер и др.

     Источники самообразования

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.


    Источники знаний:
 телевидение;
 газеты, журналы;
 литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
 Интернет;
 видео, аудио;
 платные курсы;
 семинары и конференции;
 мастер-классы;
 мероприятия по обмену опытом;
 экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
 курсы повышения квалификации;
 путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Результат самообразования

     В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
 результаты самообразования педагога на определённых этапах ;
 разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
 доклады, выступления;
 разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;
 выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
 разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
 создание педагогических разработок;
 обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1.  Титульный лист:

название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.

2.  Творческая визитка педагога:
  Ф.И.О. педагога;
  образование, специальность;

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности;

профессионально-педагогическое кредо.

3.  Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:

название темы по самообразованию;

цель, задачи;

предполагаемый результат;

этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

При оформлении работы следует учитывать:
 творческий подход;
 степень обоснованности содержащегося материала;
 глубину и практическую значимость материала;
 наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
 способ подачи материала.

     Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Механизм презентации достигнутых результатов

Результаты своей самообразовательной деятельности рекомендуем непременно презентовать (афишировать) вне зависимости от того, какими они получились — положительными или отрицательными. Положительные результаты сделают вас образцом в определенной сфере педагогической деятельности, отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять ваших ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной вами цели.

Презентация может осуществляться в самых разнообразных формах:

• повышение качества  образовательного процесса

• разработанные или изданные методические пособия, статьи

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)


 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.